+7 (495) 789-89-96 +7 (499) 136-82-88
info@tehno-standart.ru
г. Москва, Рязанский пр-т, д.10
стр.18, БЦ "Хамелеон"
г. Москва, Рязанский пр-т, д.10
стр.18, БЦ "Хамелеон"
+7 (495) 789-89-96 +7 (499) 136-82-88

Экспертная оценка товаров при приеме по госзаказам

Глава Росаккредитации предложил ввести обязательную экспертную оценку товаров при приеме по госзаказам

В начале месяца в столице прошел форум «Госзаказ», посвященный вопросам производства и приема продукции, изготовленной по государственному заказу. Глава Росаккредитации Алексей Херсонцев принял участие в мероприятии и выступил по вопросам основной тематики форума.

Алексей Игоревич выступил в ходе дискуссии участников с предложением по улучшению результатов госзаказов. Он высказал идею о внедрении процедуры обязательной оценки экспертными органами продукции, изготавливаемой по государственным заказам. Для объективной и правомерной экспертизы продуктов необходимо также, в рамках предложения главы Росаккредитации, запустить программу подготовки кадров. Специально подготовленные инспекционные органы будут осуществлять оценку на производстве и проверку при приемке гос. закупок.

Обосновывая актуальность идеи, Алексей Игоревич привел некоторые статистические данные. Так, в прошедшем году более половины всех манипуляций приходилось на закупку различных товаров. Большая часть из них при этом относилась к тем категориям, которые подлежат декларированию для фиксации требований к качеству.

Также глава Службы разъяснил некоторые технические и документальные нюансы. Учитывая разницу и специфику товаров, а, соответственно, и применение к ним отличных схем декларирования, необходимо внедрить обязательную экспертную оценку при гос. закупках. Испытательные лаборатории станут независимой третьей стороной контракта, объективно оценивая соответствие продукции требованиям.

Для повышения эффективности такой схемы работы следует в типовых контрактах государственных закупок указывать конкретные критерии, которые должны быть оценены в испытательных центрах. Тогда можно будет охватить и проанализировать все технические характеристики закупаемых товаров и на основании результатов сделать вывод о соответствии требованиям заказчика. Указание конкретных параметров актуально еще и потому, что в регламентах изначально не зафиксирована необходимость тестов всех параметров.

Согласно действующему законодательству при оформлении запроса на гос. закупку заказчик может представлять широкий список требований и критериев, по которым должен быть оценен товар. В том числе могут быть указаны и параметры, которые необходимо оценить в экспертных лабораториях и испытательных центрах. Обязательное предъявление таких условий поможет определить в ходе конкурса участников добросовестных производителей, избежать приобретения некачественной продукции и заключения контрактов с недобросовестными поставщиками и монополистами. Для успешного внедрения нового правила необходимо провести работу с заказчиками, разъяснить их права, составить рекомендации и инструкции по составлению форм и проведению конкурса.

Была обсуждена еще одна актуальная проблема – о предоставлении заказчикам только нового товара. Согласно законодательству закупаемая продукция не может быть бывшей в употреблении, но в технических регламентах это не закреплено. Некоторые виды товаров с трудом поддаются оценке этого параметра. Чтобы точно определить, был ли товар в употреблении или поступил новым, необходима специальная подготовка (что еще раз подтверждает необходимость направленного обучения оценочных экспертов для сферы госзаказов). Алексей Игоревич отметил, что когда у заказчика возникают сомнения в целесообразности привлечения к анализу сторонних исследовательских центров, в случае с покупкой технически сложного оборудования – это необходимая мера.

Руководитель Службы также заметил, что в мировой практике предлагаемые идеи актуальны и активно практикуются. Прием государственных заказов во многих странах мира осуществляется только с участием третьей стороны. Сертифицированные инспекционные органы проверяют в ходе ряда тестов продукции на соответствие предъявленным требованиям заказчика, и только после этого контракт подписывается. Существует даже отдельный вид предпринимательской деятельности по оказанию инспекционных услуг при приеме товаров.

Алексей Игоревич заявил о необходимости создания целой инфраструктуры экспертных организаций, которые бы систематически осуществляли описанную выше работу. Процесс начинает активно развиваться, и на текущий момент аккредитовано и зарегистрировано боле двухсот пятидесяти органов инспекции. Закономерно, большая часть из них государственные, но уже сейчас начинают появляться частные предприятия, проходящие аккредитацию для получения права заниматься инспекционной деятельностью.

А.И. Херсонцев сообщил о том, какие шаги необходимо предпринять для полноценного внедрения программы инспектирования. На начальном этапе требуется разработка плана ввода третьих лиц в процедуры гос. закупки. Определение сегмента товаров, в котором необходима инспекционная оценка и разработка стандартов для этого сегмента – также первостепенные задачи. Не обойтись на начальном этапе и без программы аккредитации экспертных организаций, ориентированных на оценивание продукции при приемке по госзаказам.

На следующем этапе необходимо будет запустить проект для оценки его эффективности. Здесь будут проводиться доработки, вводиться дополнительные критерии для аккредитования инспекторов, коррекция и расширение списка товаров, подлежащих инспекции при приеме, разработка шаблонов контрактов с обновленными параметрами. Условия закупок при участии третьего лица будут упрощены для мотивирования заказчиков на принятие участия в оценке эффективности программы.

Данный «тест» новой системы покажет ее эффективность, а также слабые места, требующие доработки. Покажет, необходима ли обязательная аккредитация органов, принимающих участие в приемке.

Возврат к списку
8 Ядер - веб-студия